РАДОСТЬ
ОТКРЫТИЯ
О
ПРОЗЕ БОРИСА
ХАЗАНОВА
Читатель,
открывая
новую книжку
журнала, каждый
раз надеется
на чудо.
Редактор
журнала,
вскрывая по
утрам пакеты
с
редакционной
почтой,
каждый раз
ожидает того
же.
Чудеса
случаются
редко, но все
же случаются.
Потом они
входят во все
хрестоматии.
Восторги
Белинского и
Некрасова
над
рукописью "Бедных
людей"
Достоевского,
торжествующая
радость
Твардовского
при
знакомстве с "Одним
днем Ивана
Денисовича"
Солженицына
возбуждают
надежду на
то, что
однажды и с нами
случится
нечто
подобное: на
наших глазах
и при нашем
участии
рукопись
станет
книгой, без
которой
дальше уже не
обойтись.
Появление
прозы Бориса
Хазанова нам
кажется
одним из
таких чудес.
Начиная с
Ивана Тургенева,
европейцы
время от
времени
добавляют то
одно, то
другое
русское имя в
свой
культурный
обиход.
Уникальный
российский
опыт вложен в
европейскую
прозу,
созданную
московским
евреем
Борисом
Хазановым.
Только в
России
возможна
такая широта
— от кладбищенского
реализме
воркутинских
лагерей
("Глухой неведомой
тайгою",
"Взгляни в
глаза мои
суровые") до
прибалтийской
белесой
готики Копенгагена.
Только еврей
может с такой
маниакальной
настойчивостью
"искать
закатившуюся
под кровать
Родину"
(выражение
Б.Хазанова).
Ему первому
удалось
отворить
Томасу Манну
дверь в
русскую
литературу.
Еще
вчера мы не
знали Бориса
Хазанова —
сегодня
трудно
понять, как
мы без него
обходились.
Мы горды
своей удачей
— представить
такого
автора
стране и
миру.
Литература —
самая агрессивная
из профессий.
Нет для нее
большей
радости, чем
шагнуть с
корабля на
страницы
неведомого
доселе
острова и
вбить древко
флага в его
неподатливую,
плодородную
землю.
Виктор
Перельман
“Я
знаю, что без
меня бог не
может
прожить и мгновения;
и если я
превращусь в
ничто, то и ему
придется по
необходимости
испустить дух.
Ангел
Силезий
(Иоганн
Шефлер) "Херувимский
странник", 1657 г.
Благодарение
прозорливому
господу —
жить со
спокойной
совестью
больше
невозможн. И вера
не
примирится с
рассудком.
Мир должен быть
таким, как
хочет
Дон-Кихот, и
постоялые
дворы должны
стать
замками, и
Дон-Кихот будет
биться с
целым светом
и, по
видимости,
будет побит;
а все-таки он
останется
победителем,
хотя ему и
придется
выставить
себя на
посмешище.Он
победит,
смеясь над
самим собой...
Итак,
какова же эта
новая миссия
Дон-Кихота в
нынешнем
мире? Его
удел —
кричать, кричать
в пустыне. Но
пустыня
внимает ему,
хоть люди его
и не слышат; и
однажды
пустыня заговорит,
как лес:
одинокий
голос,
подобный павшему
семени,
взрастет
исполинским
дубом, и
тысячи
языков его
воспоют
вечную славу
господу
жизни и
смерти.
Мигель
де Унамуно. "О
трагическом
ощущении
жизни", 1913 г.
В
том-то и дело,
что вы
примирились
с несправедливостью
нашей участи
настолько,
что согласились
усугубить ее
собственной
неправедностью,
я же,
напротив,
полагал, что
долг
человека —
отстаивать
справедливость
перед лицом
извечной
неправды
мира,
твердить свое
наперекор
всесветному
злу. Оттого,
что вас
опьянило
отчаяние,
оттого, что в
этом опьянении
вы нашли
смысл жизни,
вы осмелились
замахнуться
на творения
человека, вам
мало, что он
от века
обездолен —
вы решили добить
его. А я
отказываюсь
мириться с
отчаянием; я
отметаю
прочь этот
распятый мир
и хочу, чтобы
в схватке с
судьбой люди
держались
все вместе... Я
и теперь
думаю, что в
этом мире нет
высшего
смысла. Но я
знаю; кое-что
в нем имеет
смысл. Это
"кое-что" — человек.
Ведь он
единственное
существо,
которое
требует от
мира, чтобы
мир
наполнился смыслом.
И в его
правде
заключается
все оправдание
мира. Альб.
Камю”
Письма
к немецкому
другу. Письмо
4-е. Июль 1944 года.